Музыка
Вплоть до XX века «серьезная» музыка создавалась в Америке в
соответствии со стандартами и клише музыки европейской. Заметным
исключением были сочинения Луи Моро Готшалка (1829-1869 гг.). Отцом
композитора был англичанин, матерью - креолка. Особую живость его
музыке придавали вкрапления негритянских напевов и карибских ритмов,
услышанных им в родном Нью-Орлеане. Он был первым американским
пианистом, добившимся международного признания, однако ранняя смерть
помешала широкой известности его сочинений.
Значительно
более характерны для американской музыки на заре ее существования
сочинения Эдуарда Мак-Дауэлла (1860-1908 гг.). Он не только следовал в
своих композициях европейским моделям, но решительно противился тому,
чтобы его называли «американским композитором». Мак-Дауэлл оказался
неспособен, возвыситься над предрассудком, довлевшим многим пионерам
американского искусства: он полагал, что быть всецело американским
означает - быть провинциальным.
Собственно американская
классическая музыка обрела свое лицо, когда такие композиторы, как
Джордж Гершвин (1898-1937 гг.) и Аарон Копленд (1900-1990 гг.) привили
мелодии и ритмы, возникшие на местной почве, музыкальным формам,
заимствованным из Европы. Гершвинская «Рапсодия в блюзовых тонах» и
опера «Порги и Бесс» отмечены влиянием джаза и афро-американских
народных песен. Некоторые из его произведений осознанно урбанистичны.
Так, например, начальные такты его «Американца в Париже» имитируют
звучание клаксонов такси.
Гарольд К. Шонберг в «Жизни
великих композиторов» писал, что «Копленд способствовал тому, чтобы
американская музыка вырвалась из-под диктата немецкой музыкальной
традиции». Копленд учился в Париже, где и получил импульс,
предопределивший его отход от традиции, и искренний интерес к джазу (о
джазе - см. главу 11). Кроме создания симфоний, концертов и опер, он
писал музыку к фильмам. Однако наиболее известны его партитуры к
балетам: «Билли Кид», «Родео», «Весна в Аппалачах» и другие, в основе
которых лежали американские народные песни.
Еще один
самобытный американский композитор - Чарлз Айвз (1874-1954 гг.). В
своих произведениях он соединил элементы популярной классической музыки
и резкие диссонансы. «Я обнаружил, что не могу пользоваться привычными
издавна аккордами, - объяснял композитор, - я слышал нечто, помимо
этого». Идиосинкретические музыкальные произведения Айвза редко
исполнялись при жизни композитора, однако сегодня он признан в качестве
одного из новаторов, предопределивших развитие музыки XX века.
Композиторы, последователи Айвза, экспериментировали с 12-титоновой
системой, минималистскими звучаниями и другими его нововведениями,
которые у некоторых посетителей концертов вызывали неприятие.
Последним
десятилетиям XX века присуща тенденция к тому, чтобы вновь вернуться к
музыке, доставляющей наслаждение как композиторам, так и слушателю.
Подобную эволюцию можно связать с непростым положением симфонических
оркестров в Америке. В отличие от Европы, где принята практика
содержания оркестров и оперных трупп за счет правительства, артисты в
Америке не получают сколько-нибудь весомой поддержки со стороны
общественности. Выживание симфонических оркестров зависит главным
образом от филантропов и концертных сборов.
Некоторые
дирижеры нашли способ удержать интерес основной массы слушателей и при
этом знакомить публику с новой музыкой: вместо того, чтобы отказываться
от исполнения новых сочинений, они включают их в программы, где
исполняются и традиционные пьесы, пользующиеся стойким успехом. Так как
постановки опер обходятся весьма дорого, оперное искусство зависит от
щедрости меценатов: как компаний, так и частных лиц.
|