Музыка
Вплоть до XX века «серьезная» музыка создавалась в Америке в соответствии со стандартами и клише музыки европейской. Заметным исключением были сочинения Луи Моро Готшалка (1829-1869 гг.). Отцом композитора был англичанин, матерью - креолка. Особую живость его музыке придавали вкрапления негритянских напевов и карибских ритмов, услышанных им в родном Нью-Орлеане. Он был первым американским пианистом, добившимся международного признания, однако ранняя смерть помешала широкой известности его сочинений.
Значительно более характерны для американской музыки на заре ее существования сочинения Эдуарда Мак-Дауэлла (1860-1908 гг.). Он не только следовал в своих композициях европейским моделям, но решительно противился тому, чтобы его называли «американским композитором». Мак-Дауэлл оказался неспособен, возвыситься над предрассудком, довлевшим многим пионерам американского искусства: он полагал, что быть всецело американским означает - быть провинциальным.
Собственно американская классическая музыка обрела свое лицо, когда такие композиторы, как Джордж Гершвин (1898-1937 гг.) и Аарон Копленд (1900-1990 гг.) привили мелодии и ритмы, возникшие на местной почве, музыкальным формам, заимствованным из Европы. Гершвинская «Рапсодия в блюзовых тонах» и опера «Порги и Бесс» отмечены влиянием джаза и афро-американских народных песен. Некоторые из его произведений осознанно урбанистичны. Так, например, начальные такты его «Американца в Париже» имитируют звучание клаксонов такси.
Гарольд К. Шонберг в «Жизни великих композиторов» писал, что «Копленд способствовал тому, чтобы американская музыка вырвалась из-под диктата немецкой музыкальной традиции». Копленд учился в Париже, где и получил импульс, предопределивший его отход от традиции, и искренний интерес к джазу (о джазе - см. главу 11). Кроме создания симфоний, концертов и опер, он писал музыку к фильмам. Однако наиболее известны его партитуры к балетам: «Билли Кид», «Родео», «Весна в Аппалачах» и другие, в основе которых лежали американские народные песни.
Еще один самобытный американский композитор - Чарлз Айвз (1874-1954 гг.). В своих произведениях он соединил элементы популярной классической музыки и резкие диссонансы. «Я обнаружил, что не могу пользоваться привычными издавна аккордами, - объяснял композитор, - я слышал нечто, помимо этого». Идиосинкретические музыкальные произведения Айвза редко исполнялись при жизни композитора, однако сегодня он признан в качестве одного из новаторов, предопределивших развитие музыки XX века. Композиторы, последователи Айвза, экспериментировали с 12-титоновой системой, минималистскими звучаниями и другими его нововведениями, которые у некоторых посетителей концертов вызывали неприятие.
Последним десятилетиям XX века присуща тенденция к тому, чтобы вновь вернуться к музыке, доставляющей наслаждение как композиторам, так и слушателю. Подобную эволюцию можно связать с непростым положением симфонических оркестров в Америке. В отличие от Европы, где принята практика содержания оркестров и оперных трупп за счет правительства, артисты в Америке не получают сколько-нибудь весомой поддержки со стороны общественности. Выживание симфонических оркестров зависит главным образом от филантропов и концертных сборов.
Некоторые дирижеры нашли способ удержать интерес основной массы слушателей и при этом знакомить публику с новой музыкой: вместо того, чтобы отказываться от исполнения новых сочинений, они включают их в программы, где исполняются и традиционные пьесы, пользующиеся стойким успехом. Так как постановки опер обходятся весьма дорого, оперное искусство зависит от щедрости меценатов: как компаний, так и частных лиц.